Вернуться к содержанию учебника
2. Рассмотрите в гербарии растения луга. Определите их с помощью рисунка на с. 128 и атласа – определителя.
3. С помощью рисунка на с. 130 – 131 познакомьтесь с животными луга. Попробуйте сначала самостоятельно назвать их, закрыв полоской бумаги подписи, а затем проверьте себя.
4. По этому рисунку расскажите об экологических связях на лугу.
2. Рассматриваем в гербарии растения луга. Определяем их с помощью рисунка на с 128 и атласа – определителя.
1. Тысячелистник. Его листья рассечены на множество долек – их как бы тысяча.
2. Нивяник. Цветки нивяника похожи на цветки ромашки, но у него цельные листья.
3. Мышиный горошек имеет совсем маленькие горошины и усики, которыми цепляется за другие растения.
4. Мятлик. У мятлика мелкие колоски, которые образуют раскидистую метёлку.
5. Тимофеевка. У тимофеевки листья плоские и узкие. Цветки собраны в колос.
6. Лисохвост имеет узкие листья, его соцветие похоже на хвост лисицы.
3. С помощью рисунка на с. 130 – 131 знакомимся с животными луга.
1. Трясогузка 2. Цветочные мухи
3. Махаон 4. Гусеница махаона
5. Шмель 6. Перепел
7. Голубянка и её гусеница 8. Пчела
9. Дождевой червь 10. Кобылка
11. Кузнечик 12. Полёвка
13. Коростель
14. Шмель в гнезде
15. Навозник обыкновенный и его норка
4. По этому рисунку рассказываем об экологических связях на лугу.
Луг – это пространство, поросшее большим разнообразием луговых трав и цветов. Также на лугу есть и грибы. Эти растения и грибы растут благодаря почве, солнечному теплу и свету, воде и воздуху. Таким образом, происходят экологические связи живого и неживого.
В луговом сообществе растения – это производители первого уровня.
Луговыми растениями питаются насекомые, грызуны и птицы. Это потребители первого уровня.
Насекомыми питаются птицы, земноводные – это хищники, потребители второго уровня.
В луговой почве много червей и почвенных бактерий. Органические останки животных, отходы их жизнедеятельности и высохшая трава попадают в землю. Личинки насекомых, дождевые червы, бактерии и грибы превращают эти отходы в перегной. Так почва накапливает питательные вещества для роста новых растений.
Растения растут, ими питаются потребители первого уровня: насекомые, грызуны и птицы, на которых охотятся потребители второго уровня: земноводные и птицы. Останки и животных, и растений перерабатываются в перегной организмами – разрушителями: бактериями и грибами. Перегной насыщает почву питательными веществами для роста новых растений. Весь этот круговорот веществ лугового сообщества происходит с участием неживой природы: воды, воздуха, солнца, земли.
Вернуться к содержанию учебника