Вернуться к содержанию учебника
Выберите год учебника
Стр. 23 учебника 2019-2022:
Обсудим!
1. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?
2. Какие исторические источники расскажут о нашем времени?
3. Что могут узнать археологи с помощью авиаразведки?
4. Какие науки помогают археологам в их работе?
5. Сохранились ли в твоём доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков? Чем интересны эти предметы?
Стр. 23 учебника 2011-2018:
1. Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
2. Сравните глобус и карту полушарий (с. 24, 25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
3. Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
4. Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
5. С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Стр. 23 учебника 2023-2024:
Когда и где?
Вспомни, какие исторические события ты знаешь. Когда и где они происходили?
Стр. 23 учебника 2019-2022:
1. Рассказываем, что хотели бы узнать, изучая историю.
Мне бы очень хотелось узнать, как жили наши очень далёкие предки. Как складывался их день, о чём они мечтали, чего боялись. Как воспитывали своих детей.
2. Рассуждаем, какие исторические источники расскажут о нашем времени.
О нашем времени расскажут наши современные здания, автомобили, мебель, которой мы пользуемся, предметы быта, фотографии. Также много расскажут о нас книги современных писателей, газеты, журналы, художественные фильмы.
3. Рассуждаем, что могут узнать археологи с помощью авиаразведки.
С помощью авиаразведки археологи могут различить на земной поверхности останки древних городов, строений, дорог, фигур из больших камней, наскальных рисунков.
4. Отвечаем, какие науки помогают археологам в их работе.
Я думаю, что большую помощь оказывают – география, геология, история, биология, генетика, математика, химия, физика.
5. Рассказываем, сохранились ли в нашем доме предметы, которые могли бы заинтересовать историков. Чем интересны эти предметы.
У нас дома стоит старинный деревянный комод из дерева. У него резные декоративные элементы, массивные ручки ящиков. Комоду более 130 лет. Он достался нам от маминой прабабушки. Мы храним в нём семейные фотографии и многие семейные предметы, которые материально не представляют собой ценности, но нам они дороги.
Ещё у нас выполняет функцию красивой тумбочки ножная швейная машина Зингер 1902 года. На ней никто не шьёт, но она тоже досталась от маминой прабабушки. У швейной машины красивая тумба из дерева, литые ножки и литая ножная педаль.
Стр. 23 учебника 2011-2018:
1. Вспоминаем, с какими видами географических карт мы уже работали. Отвечаем, что показано на физической карте, на политической карте.
Мы работали с физической картой мира, затем с политической картой мира. На физической карте показан рельеф земной поверхности, реки, моря, океаны. На политической карте мира на материках обозначены страны со своими столицами, городами и границами.
2. Сравниваем глобус и карту полушарий (с. 24, 25). Рассказываем, в чём их сходство. В чём различие. Чем карта полушарий отличается от уже известной нам карты мира.
Карта полушарий
И карта полушарий, и глобус показывают всю Землю целиком. Но глобус – это объёмная модель поверхности Земли, он наиболее точно передаёт взаимное размещение материков, островов и океанов по отношению друг к другу. А карта полушарий – плоская модель нашей планеты, поэтому она имеет некоторые искажения по расположению материков, островов и океанов по отношению друг к другу..
3. Вспоминаем условные знаки географических карт. Находим их на карте полушарий.
Мы помним, что озёра, моря, океаны обозначаются голубым цветом, реки голубой линией. На карте полушарий мы видим их изображение.
Льды показаны белым цветом. Мы видим их на Северном полюсе и Антарктиде.
Материки и острова обозначены жёлтым, зелёным и коричневым цветом. Зелёным цветом – равнины, коричневым – горы. Мы видим их на карте полушарий.
4. Вспоминаем правила показа на настенной карте. Демонстрируем у доски своё умение показывать на карте.
Стоять у карты нужно таким образом, чтобы не закрывать собой показываемые объекты.
Контуры материков, океанов, границы стран плавно обводим указкой.
Города являются точечными объектами на карте, поэтому просто ставим указку на обозначение города и называем его.
5. С помощью глобуса и карты полушарий рассказываем о Земле. Сравниваем глобус и карту как источники информации. Рассуждаем, чем удобнее пользоваться.
Глобус является уменьшенной моделью Земли. Мы видим, что Земля имеет форму шара, вращается вокруг своей оси. На Земле океаны, моря, реки, озёра, суша – материки. На глобусе мы видим, как расположены материки относительно друг друга, какие между ними океаны и моря. Раз уж глобус является уменьшенной копией Земли, значит мы видим на нём все объекты без искажений.
Карта полушарий тоже показывает, что Земля круглая, она разделяет нашу планету на два полушария – Западное и Восточное. На карте полушарий мы видим сразу всю поверхность Земли. Карта немного искажает расположение объектов относительно друг друга, но ею очень удобно пользоваться, потому что карту не надо вращать, как глобус, чтобы её рассмотреть.
И глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о Земле.
Стр. 23 учебника 2023-2024:
Вспоминаем, какие исторические события знаем. Когда и где они происходили.
1. Первое упоминание в летописи о Москве – 1147 год.
2. Основание Санкт – Петербурга – 1703 год.
3. Битва на Куликовом поле в Тульской области, в районе впадения реки Непрядва в Дон – 8 сентября 1380 года.
Вернуться к содержанию учебника